В Спарте по закону Ликурга было положено...
Раз в год спаивать допьяна рабов и показывать их в состоянии опьянения юношам для того, чтобы внушить им отвращение к пьянству.
К сожалению, в настоящее время вид отдельных граждан, лежащих в состоянии опьянения под забором, не всегда оказывает должное воздействие на юношей.
Слова английского поэта Р. Бёрнса актуальны и в наше время:
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство — без причин.
И ведь именно с 13-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».
Если в семье принято застолье с вином, то к спиртному ребенок приобщается уже с довольно раннего возраста — сначала наблюдая за взрослыми, затем допивая из рюмок.
В некоторых случаях родители сами дают детям попробовать спиртное — то ли из любопытства, то ли «для аппетита». Видимо поэтому, делясь впечатлениями о самых интересных событиях, происходящих в праздничные дни, дети чаще всего называют застолье.
К сожалению, когда ребёнок становится постарше, родители нередко сами сажают его с собой за стол, сначала наливая в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и алкоголь: как признание его взрослости и «права» на спиртное. Иногда родители, запрещают спиртное ребёнку, говоря, что он маленький или просто заявляя: «Мне можно, тебе нельзя». Во всех таких случаях у ребёнка вырабатывается положительное отношение к спиртному, отношение как к ценности, доступной только взрослым.
Детям необходимо рассказывать о влиянии спиртного на детский организм, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт «взрослый разговор».
Воспитание ответственной позиции ребенка в отношении алкоголя должно основываться на трех принципах:
Направлено не просто на алкоголизм в целом, как на некое общее явление, а на каждый из его отдельных элементов (подросток в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем взрослый. Алкогольное отравление у подростка сопровождается тошнотой, рвотой, головной болью, слабостью; возникают атипичные формы опьянения — злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерическая реакция; стимулирует психическую активность — снимает сознательное торможение, тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам).
Подростки не склонны (да часто и не способны в силу своего возраста) задумываться над тем, что будет с ними через 10-15 и более лет. Более того, даже многие взрослые к этому также не способны. Необходимо разъяснять, что именно теряет подросток употребляющий алкоголь: духовность, интересы и цели в жизни, способность к установлению контактов, уверенность в себе, адекватную самооценку.
Необходимо вырабатывать в сознании подростка отрицательную оценку всех отдельных моментов поведения пьющего (во время прогулки специально обращайте внимание ребенка на неопрятный вид встретившегося пьяного, как сильно он отличается от большинства других людей — подтянутых, бодрых; подчеркивайте его бесполезность для общества, заставьте задуматься, а каково детям этого пьяницы, его близким и друзьям).
Все это возможно лишь в том случае, если сами родители, во-первых, занимают ответственную позицию по отношению к алкоголю, а во-вторых, правильно понимают сущность этой болезни, порабощающей человека, лишающей его воли и будущего.
Статью хотелось бы закончить отрывком из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Бранта:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова… Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Заведующий отделением общественного здоровья
ГУ «Минский зональный ЦГиЭ»
Татьяна Счастная