Get Adobe Flash player
Главная Новости Сила движения. Гиподинамия и ее последствия

Чем младше ребенок, тем более чувствительное воздействие на него оказывают внешние факторы: среда, в которой растет и развивается малыш, режим дня, питание, сон и, безусловно, движение, физическая активность. Каждый из этих факторов имеет свое огромное значение для формирования крепкого иммунитета, физического и психоэмоционального здоровья ребенка.

Специалисты лаборатории изучения здоровьесберегающей среды детских организованных коллективов Научно-исследовательского института гигиены, токсикологии, эпидемиологии, вирусологии и микробиологии ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» в течение нескольких лет проводили мониторинг состояния здоровья воспитанников детских садов и пришли к неутешительным выводам: количество детей с разными отклонениями в состоянии здоровья и отставанием в физическом развитии постоянно увеличивается. Так, более половины детей, принявших участие в мониторинге (55–60%), имеют те или иные функциональные нарушения, 20–25% – хронические заболевания. Полностью здоровым оказался только каждый 6-й дошкольник.

Выяснилось, что одним из наиболее значимых негативных факторов, оказавших влияние на ухудшение общего здоровья дошколят, является гиподинамия.

Мало движения – много проблем

Двигательная активность – ведущий естественный фактор, который оказывает определяющее влияние на рост и развитие ребенка, совершенствует не только моторные, но и психические функции.

Продолжительность двигательной активности дошкольника должна составлять не менее 2–3 часов в день, т.е. это время, которое ребенок должен проводить бегая, прыгая, играя в подвижные игры, на прогулках и т.д. Но в настоящее время по разным причинам дети все меньше двигаются и бывают на свежем воздухе, все больше и чаще проводят время с гаджетами и электронными устройствами. Все это в конечном итоге приводит к повышению зрительных, статических, нервно-психических нагрузок у детей.

По данным ВОЗ, недостаток физической активности в детском возрасте может стать причиной избыточного веса и ожирения, ухудшения состояния кардиометаболического здоровья (нарушение артериального давления, дислипидемия, инсулинорезистентность), нарушений костно-мышечной системы.

Кроме того, гиподинамия негативно сказывается на состоянии психического здоровья и развитии когнитивных способностей: ребенок хуже учится, у него снижаются способности к целенаправленной деятельности, запоминанию, концентрации внимания, повышается раздражительность, перепады настроения.

Гиподинамия также является одной из причин отклонений в физическом развитии, в частности, появления избыточного веса и ожирения.

По данным Информационного бюллетеня ВОЗ, если в 1975 году распространенность ожирения среди детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет достигала 4%, то в 2016 году она выросла до 18%. Т.е. можно констатировать, что в настоящее время избыточная масса тела или ожирение фиксируется у каждого 5-го ребенка и подростка, причем в равной степени это касается как девочек, так и мальчиков. Мировые тенденции характерны, к сожалению, и для Беларуси. Так, по результатам мониторинга, 19,6% обследованных детей старшего дошкольного возраста имеют избыток массы тела, 5,5% – ожирение. Необходимо отметить, что ожирение в детском возрасте является фактором риска развития ожирения взрослых, представляя серьезную медико-социальную проблему во всем мире.

Мама, папа, я – активная семья?

Таким образом, ситуация в контексте здоровья подрастающего поколения складывается не самым оптимистичным образом. Что делать?

Двигательная активность детей-дошкольников находится в прямой зависимости от образа жизни семьи.

В ходе мониторинга почти 95% родителей отметили, что основным видом совместной активности с ребенком являются пешие прогулки, около 50% – назвали велопрогулки, 30% – игровые виды спорта, 18% – плавание. Кроме того, по словам родителей, вместе с детьми они катаются на роликах, посещают веревочные городки и площадки с тренажерами.

С одной стороны, ситуация не выглядит такой уж удручающей. Но сам по себе факт совместного активного времяпрепровождения мало о чем говорит. Это как раз тот случай, когда значение имеют и качество, и количество: то есть и вид физической активности, и ее продолжительность. Так вот большинство опрошенных родителей гуляют с детьми на улице в будние дни после того, как забирают детей из детского сада. И длительность прогулки в 42,4% случаев составляет менее одного часа; 45,8% опрошенных проводят время с детьми на свежем воздухе от одного до двух часов, и только 6% семей гуляют более двух часов. В выходные дни родители проводят с детьми в активностях на свежем воздухе объективно больше времени: более двух часов гуляют 60% опрошенных, 35% – от одного до двух часов, остальные – менее одного часа.

Таким образом, большую часть времени вне посещений детского сада дошкольники проводят внутри помещений – дома.

По признаниям родителей, они стараются создать условия, чтобы ребенок и в помещении мог реализовать свои потребности в движении: у большинства есть мячи, в каждой 5-й семье – спортивный комплекс, у многих есть боксерская груша, турник, реже гантели, скакалки, обручи, самокаты, эспандеры, тренажеры, массажные коврики, балансиры… Однако, по результатам опроса, в свободное время дома многие дошколята предпочитают все-таки виды деятельности, не связанные с движением: в лучшем случае – развивающие и творческие занятия за столом (лепка, рисование, складывание паззлов и мозаик и др.) – 61%, спокойные игры с игрушками – 51%, использование электронных устройств – 36,5%.

Также, по результатам анкетирования, более трети детей 1-2 раза в неделю посещают дополнительные занятия, в том числе спортивные и танцевальные. Стоит отметить, что среди детей, которые дополнительно занимаются физкультурой или танцами, распространенность избытка массы тела вдвое ниже в сравнении с детьми, у которых нет дополнительной физической активности.

Нет необходимости напоминать, что гармоничное физическое развитие и полезные привычки, сформированные в дошкольном возрасте, способствуют укреплению здоровья, легкой адаптации к школе и успешному обучению. Поэтому задача родителей – и прежде всего собственным примером – отвлечь детей от «экранов» и пассивного времяпрепровождения дома, организовать им условия для двигательной активности на свежем воздухе.

 

Информация подготовлена помощником врача-гигиениста

отдела общественного здоровья

 и социально-гигиенического мониторинга Я.С.Яковлевой

по материалам сайта 24health.by

 

 

Считаете ли вы себя стрессоустойчивым человеком?

 
Поиск по сайту