Почему одни люди умеют правильно излагать мысли, а другие ужасно косноязычны? Почему у одних получается экспромтом говорить так, будто они книгу читают, а другие и двух слов связать не могут? Могут ли дефекты произношения влиять на грамотность устной и письменной речи? Правда ли, что дети с речевыми нарушениями хуже учатся?
Нарушение речи у детей
Для начала стоит напомнить, что речь – высшая психическая функция человека, которая формируется в процессе жизни и является опосредованной, т.е. на ее развитие влияют другие высшие психические функции: гнозис, праксис, внимание, память, мышление, интеллект.
Причины речевых нарушений
Если человек не выговаривает какую-то букву, т.е. есть проблемы с дикцией, произношением, или не умеет связно изложить мысль, это прежде всего может свидетельствовать об отсутствии своевременной и правильной коррекции нарушений. Чем раньше проводится полномасштабная коррекция, тем более оптимистичны прогнозы по исправлению речевых дефектов, подчеркивает эксперт.
Нарушения дикции могут быть связаны с врожденными особенностями речевого аппарата: короткие уздечки, «заячья губа» (расщелина губы или хейлосхизис), «волчья пасть» (расщелина нёба) и др. Т.е. дефекты, которым необходима хирургическая коррекция. Если коррекция не проведена или проведена плохо, остаются определенные речевые нарушения, например, ринофония – гнусавость.
Другой момент – неумение связно говорить, невосприятие сложных речевых конструкций, неспособность составить рассказ и т.д.
Причины можно условно разделить на два варианта:
1. Проблема в определенной социальной, социально-педагогической запущенности. При этом все высшие психические функции у человека сохранны. Попросту в детстве ребенком не занимались (очень много ярких примеров таких нарушений среди детей из неблагополучных семей).
2. Врожденные легкие, неочевидные нарушения, скажем так, выстраивания речи. С ними человек может и школу закончить, и институт, не исключено, что даже с красным дипломом. И работать главным бухгалтером или прорабом на стройке, или на любой другой должности в той сфере, где ему не придется рассказы писать или читать лекции перед большой аудиторией.
Нарушения устной речи
Нарушения внешнего и внутреннего оформления мысли
Устная речь включает два компонента:
• Внешнее оформление высказывания, речевая (фонационная) продукция – то, что человек произносит и как произносит;
• Внутреннее оформление высказывания – то, что происходит в голове.
Варианты внешних нарушений, как правило, более легкие и корректируемые: нарушение силы, высоты, тембра голоса, темпа ритмической организации – заикание.
К довольно распространенным вариантам относится дислалия.
Это речевое нарушение, обусловленное нарушением слухового восприятия. Ребенок плохо различает на слух фонемы, например, не слышит разницы между звуками ш и щ, соответственно, он и слова с ним произносит неправильно. Т.е. в головном мозге есть легкие нарушения отбора звуков, неправильного их сочетания, поэтому и речевая продукция неправильная. Причиной внешних нарушений речи может быть и анатомический дефект (короткая уздечка).
Также к нарушениям речевой продукции относится дизартрия. Как правило, она имеет в основе неврологические нарушения. Может отмечаться и у детей, и у взрослых. Дизартрия – невнятная речь, как будто рот полон каши.
Тяжелая степень этого нарушения – анартрия, характеризуется полной невозможностью произнести звук, слово. Человек очевидно хочет и стремиться что-то сказать, шевелит губами, а слов не слышно. Анартрия может быть следствием повреждения нервов, которые иннервируют голосовые связки (например, при операции на головном мозге или из-за инфекции: та же болезнь Лайм-боррелиоза может дать осложнения в виде анартрии) – человек все понимает, сказать хочет, но не может.
Самым частым вариантом нарушения внутреннего оформления высказывания является алалия – поражение доречевых центров (восприятия, продукции речи на ранних этапах). Есть еще понятие афазии – это поражение речевых центров уже на определенном сформировавшемся уровне.
Есть еще нарушение речи, которое называется семантически-прагматическое расстройство. В общей классификации оно стоит отдельно, его нельзя отнести ни к внешним, ни к внутренним нарушениям речи. Что оно из себя представляет и чем оно такое интересное? При семантически-прагматическом расстройстве восприятие речи сохранное, сохранный грамматически правильный язык.
Один из ярких примеров, который любят в литературе: синдром Аспергера (расстройство аутистического спектра). Или синдром коктейльной вечеринки, когда болтовни много, но в ней нет особого смысла и содержания, будто человек перебрал с алкоголем и его понесло. Такое речевое нарушение встречается при определенных генетических дисфункциях, пороках развития центральной нервной системы: человек говорит много, «прыгает» с темы на тему, ни одну мысль до конца не доводит, и ему абсолютно неважно, слушает его кто-то или нет.
Нарушения письменной речи
Как слышится, так и пишется
Есть такое наблюдение, что дети с речевыми проблемами часто хуже учатся, успеваемость у них ниже. Увы, это действительно так, говорит эксперт.
Речь – функция интегральная. Это ведь не только собственно то, что мы произносим. Но это также процессы, завязанные на том, что мы можем прочитать что угодно и написать что угодно. И чтение, и письмо – процессы вербально обусловленные, здесь важны зрительно-речевая координация, слухово-речевая координация, моторика...
Рождаясь, младенец со своими элементарными психическими функциями сначала слушает речь, начинает выстраивать вторую сигнальную систему и превращать свои элементарные функции в высшие. Дальше речь влияет на то, как работают память, интеллект, мышление. А они в свою очередь влияют на то, как работает речь. Круг замкнулся. Все взаимосвязано.
Поэтому, естественно, если у ребенка есть речевые нарушения, страдают опосредованные речью и все остальные высшие психические функции: внимание, память, мышление, интеллект – все, что так способствует эффективному усвоению нового материала и хорошей успеваемости.
Информация подготовлена врачом-интерном
отдела общественного здоровья
и социально-гигиенического мониторинга М.И. Зыгмантович
по материалам сайта 24health.by