Трудность обучения детей младшего школьного возраста связана в основном с тем, что у них процессы возбуждения резко преобладают над процессами торможения. Именно поэтому детям трудно сосредотачиваться и сохранять внимание.
У детей при интенсивной умственной деятельности довольно быстро может развиваться утомление. С одной стороны, это защитный механизм от истощения организма, сигнал о том, что необходим перерыв в работе. С другой — первый шаг к переутомлению нарушению физиологического баланса.
Признаки утомления:
1. Снижение продуктивности труда, увеличение количества ошибок и неправильных ответов.
2. Ребенок проявляет двигательное беспокойство, отвлекается, его внимание рассеянно — все это свидетельства ослабления внутреннего торможения.
3. Нарушается координация движения — верный признак ухудшения регуляции физиологических функций.
4. У ребенка появляется чувство усталости, о котором он может сказать родителям («Я уже устал»), а может, в условиях слишком строгой дисциплины и боязни наказания, и промолчать, что крайне опасно для здоровья.
Если вы заметили у ребенка признаки утомления, необходимо организовать отдых, а самое эффективное — сменить деятельность. Как правило, даже после короткой физкультурной паузы признаки утомления исчезают.
Постоянное утомление может привести к переутомлению, о чем вас проинформирует плаксивость, раздражительность, неадекватные реакции: ребенок может внезапно все бросить, закричать, затопать ногами. На сильные раздражители в случае переутомления дети реагируют слабо: например, реже радуются тому, что обычно вызывает положительные эмоции. Либо, напротив, могут выдавать бурную негативную реакцию на слабый отрицательный раздражитель.
Признаки переутомления:
1. Нервные тики — подергивание века, щеки.
2. Отказ от пищи (анорексия), или «школьная рвота», которая, как правило, возникает утром, когда ребенок не хочет идти в школу.
3. Ночное недержание мочи (энурез).
4. Заикание (логоневроз).
5. Навязчивые состояния, например покачивание головой, покашливание, накручивание волос на палец и др.
6. Нарушения сна, когда ребенок плохо засыпает и с трудом просыпается или отказывается спать совсем, так как ночью его мучают кошмары.
7. Навязчивые страхи, когда ребенок опасается, что сделал что-то не так, боится один заходить в подъезд или переходить дорогу и др.
Не дожидаясь этих грозных симптомов, при первых же признаках переутомления родители должны действовать. Необходимо поговорить с ребенком, выявить его страхи и опасения. Несколько дней отдыха, пребывания вне школы полностью восстановят силы ребенка, особенно если любящие родители находится рядом и поддерживают его.
10 правил для родителей, ведущих к успешной учебе ребенка
1. Не допускайте травмирования словом и несправедливым отношением.
2. Разговаривайте с детьми спокойным тоном.
3. Не применяйте телесных наказаний (а к ним относится и «обычный» подзатыльник).
4. Не запугивайте.
5. Не подавляйте инициативу.
6. Соблюдайте единство требований взрослых в семье.
7. Помогите ребенку соблюдать режим дня, в том числе труда и отдыха.
8. Личным примером приучите к закаливанию.
9. Осуществляйте контроль за времяпрепровождением за компьютером.
10. Регулируйте время (а по возможности и качество) просмотра телепередач.
Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим в первую очередь ведет к переутомлению. Любите ребенка таким, какой он есть.