Глаза являются одним из самых важных органов человека. Именно зрение позволяет видеть, писать, читать, рисовать, познавать окружающий мир! Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей. Cнижение иммунитета, волнение, шум, стрессовые ситуации – все эти факторы, сказываются на состоянии глаз и всего организма увеличивают возможность их заболеваний. Нарушение зрения у детей возникает незаметно. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются, то есть возникает астенопия – переутомление, на смену которой может прийти болезнь. Необходимо как можно раньше выявить причину снижения зрения ребенка, обратиться к специалисту, строго выполнять его рекомендации.
В настоящее время очень актуальны вопросы профилактики нарушения зрения у младших школьников. Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Дети должны правильно сидеть во время занятий, соблюдать режим дня и учебных занятий. Чтение при плохом освещении, во время ходьбы, еды, поездки в транспорте наносит ребенку непоправимый вред. При лежании на боку глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта.
Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна. Вечером ребенку нужно обеспечить достаточное искусственное освещение при помощи настольной лампы с непрозрачным абажуром. Свет должен падать слева на рабочую поверхность, а глаза оставаться в тени. Освещение в классе должно быть достаточным. Окна в классах не следует загромождать цветами, наглядными пособиями - это мешает проникновению в помещение дневного света. Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели. Поэтому эти отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона.
Правильная посадка детей возможна только при наличии в классах парт и столов, соответствующих росту ребенка. При правильной посадке ноги должны всей ступней быть на полу иле подставке, а не висеть.
Школьников с пониженным зрением следует усаживать за передние парты, лучше ближе к окну. Школьники, носящие очки, которые полностью корректируют зрение, могут сидеть за любой партой.
Расстояние от книги до глаз должно быть не менее 30-35 см. (это примерно длина от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и дает возможность сидеть не наклоняясь. Нужно следить, чтобы текст был достаточно контрастен с фоном-бумагой, на которой он напечатан.
Для уменьшения общего зрительного утомления целесообразно 1 раз в середине учебного дня делать физкультурную зарядку продолжительностью 3-5 минут. Через каждые 20 минут зрительной работы необходим 10 минутный перерыв. Для охраны зрения детей школьного возраста очень важно соблюдать продолжительность занятий, предусмотренную школьной программой, - не удлинять и не сдваивать уроки. Во время перемен учащиеся должны полностью отключаться от зрительной работы.
Интенсивное формирование и развитие зрительных функций у детей происходит до 6 лет. Орган зрения у ребенка в это время особенно подвержен влиянию неблагоприятных факторов. Поэтому в этот период особенно важно оберегать зрение детей от ненужных, излишних зрительных нагрузок. У маленьких детей любая зрительная нагрузка – рисование, лепка должна продолжаться не более 10-15 минут и чередоваться с подвижными играми.
Чтобы избежать отрицательного воздействия телевидения на зрение детей, следует помнить: младшим школьникам и дошкольникам рекомендуется смотреть только детские передачи, не чаще 2-3 раз в неделю, минимально использовать мобильные телефоны и снизить работу за компьютером. Старшеклассникам тоже не следует смотреть все передачи подряд. При просмотре телепередач сидеть следует напротив экрана не ближе чем 2,5 - 3 метра от него. В комнате должен гореть неяркий свет.
Инфекционные или соматические заболевания резко ослабляют весь организм ребенка и неблагоприятно влияют и на зрительную систему. Поэтому во время болезни не следует давать ребенку в кровать книжки и мелкие игрушки. Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения. Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения. Соблюдая данные рекомендации Вы поможете сохранить зрение ваших детей.
Врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков