Одной из краеугольных проблем в контексте психического здоровья на протяжении многих лет остается предотвращение самоубийств, особенно среди подростков.
Непосильная ноша
За последние 100 лет под влиянием технического прогресса жизнь изменилась кардинальным образом. Физически жизнь вроде как стала легче: никто не голодает, одежда есть, безопасность обеспечена. Но в психологическом плане ни о какой легкости речи не идет. Скорее, наоборот. Ритм жизни, нагрузка и давление со стороны внешних факторов выросли многократно. Огромное количество технических средств привело к тому, что современные дети информационно перегружены: у них обширная образовательная программа, а, имея едва ли не с самого раннего детства в свободном доступе и пользовании разнообразные гаджеты, они получают дополнительный (и часто неконтролируемый) поток информации, с которой надо как-то справляться.
Процессы урбанизации привели к тому, что города перенаселены, люди живут скученно, ежедневно реагируют друг на друга, имеют множество контактов и вынуждены вести даже не активный, а стремительный образ жизни, чтобы оставаться «в обойме». И в таких условиях растить детей здоровыми физически, психически, эмоционально стало гораздо сложнее.
Поэтому профилактика суицидов среди подростков – крайне актуальная проблема. На сегодняшний день есть взаимодействие в решении этой проблемы между системами МВД, образования, здравоохранения. Достаточно активно выявляются дети еще только на стадии суицидальных мыслей. Обмен данными происходит постоянно.
Но надо понимать, что спонтанных мыслей о суициде, внезапного состояния, которое толкает ребенка на крайние меры, не бывает. Что-то должно все-таки происходить с ним, чаще всего на протяжении длительного времени. Как правило, предшествует какая-то психическая травма – внешнее интенсивное отрицательное воздействие, которое вызывает различные негативные переживания. Это может быть горе, печаль, чувство одиночества, обида, страх, тревога, переживаемые довольно долго или во всяком случае в течение времени, когда вполне возможно заметить неладное и иметь возможность предотвратить шаг отчаяния.
Детские травмы
Как правило, травмирующими событиями, которые служат триггерами к суицидальным мыслям и действиям для детей (впрочем, это справедливо и для взрослых) являются:
насилие, физическое и в первую очередь сексуальное, причем ребенок может быть как непосредственно объектом насилия, так и его свидетелем;
несчастные случаи, например, ДТП с сильно травмирующими событиями (смерть близких);
техногенные и природные бедствия, когда на глазах ребенка происходит гибель людей, а сам он оказывается в экстремальной ситуации;
смерть родителей;
медицинское вмешательство (например, чрезмерно инвазивное – ампутация, пересадка органов) для ребенка, особенно для подростка, тоже может привести к колоссальной психологической травме;
война и терроризм.
На фоне психотравмирующей ситуации всегда наступает так называемое кризисное состояние – психическое состояние человека, который пережил субъективно значимую, тяжело переносимую психическую травму.
Кризисные состояния могут быть связаны с возрастом или с адаптацией в новых условиях (смена школы, переезд, приемная семья); с процессами в ближайшем окружении (болезнь родителей, злоупотребление их алкоголем, развод, появление младших детей и т.д.). Также они могут возникать в связи с тем, что собственно происходит с самим ребенком: возрастные кризисы, когда он меняется физически, внешне; болезнь самого ребенка; вопросы самоопределения, половой принадлежности – достаточно критические периоды. И когда ребенок не находит ответов на свои вопросы, он рискует попасть в такое специфическое состояние.
На то, как дети переживают кризисную ситуацию, влияет, в первую очередь, опять-таки возраст, потому что возраст – это опыт совладания с различными стрессовыми ситуациями. Но также влияет тяжесть психологической травмы и личная значимость потери, например, что или кого ребенок потерял: близкого человека или безопасность в семье, в школе. Влияет время, которое прошло с момента травмы – самый острый момент сразу после травмы, но потом выходят в авангард скрытые проявления. Степень страдания родителей, потому что ребенок сильно завязан на них, и чем тяжелее мама и папа переживают какую-то ситуацию, тем у ребенка глубже образуется черная дыра в душе. И, конечно, имеет значение уровень социальной поддержки – как окружение ребенка (родные, друзья, учителя и т.д.) его поддерживает и поддерживает ли вообще.
Причины суицидальных намерений
Суицидальное поведение подростков – это любые внутренние (то, что я думаю, и то, что я чувствую) и внешние (то, что я делаю) формы психических актов с конкретным стремлением к преднамеренному уходу из жизни.
Основные формы суицида
Парасуицид – попытка, когда хотел, сделал, не получилось.
Суицид – хотел, сделал, получилось.
К сожалению, после травматизма, инфекционных и онкологических заболеваний суициды занимают 4-е место по смертности детей и подростков. Преобладающий вид суицидов – повешение и падение с высоты (примерно 60%). Среди парасуицидов – отравление лекарственными препаратами.
Каждый случай парасуицида и суицида – это всегда вопросы: почему, как, какие причины к этому привели.
Основные причины, которые ведут детей к суициду:
Личностно-семейные (особенности семьи, травмы детства, злоупотребление родителей психоактивными веществами, история самоубийств в семье, насилие, конфликты в семье…).
Состояние здоровья самого ребенка (поздне-подростковому периоду более характерны тяжелые заболевания, инвалидность, ранняя беременность, психические расстройства у самого ребенка, злоупотребление психоактивными веществами, которые изменяют сознание, и в этом сознании очень тяжело принимать рациональные решения и мыслить логически).
Конфликты, связанные с поведением ребенка (нарушение закона, издевательства сверстников, конфликты, связанные с учебой – высокие требования со стороны родителей и педагогов, постоянные наказания, если не справляется, не соответствует).
Материально-бытовые причины (для Беларуси не характерны, потому что это хроническая нищета, безработица родителей, частые переезды).
В процентном соотношении в 94% случаев на фатальные действия детей и подростков толкают конфликты с окружающими, в первую очередь с главными людьми – родителями…
Тревожные сигналы
Как распознать ребенка с суицидальными намерениями:
Резкие изменения поведения в семье и школе.
Резкие изменения настроения, эмоциональные качели.
Нарушение пищевого поведения (отказ от еды, нет аппетита или, наоборот, обжорство).
Нарушение сна (трудности с засыпанием, чрезмерно долгий сон или ранние пробуждения с невозможностью уснуть, вялость в течение дня).
Апатия.
Физическая слабость.
Утрата интересов.
Постоянные визиты к врачу (постоянно что-то болит, на что-то жалуются, хотя по обследованиям вроде здоров).
Самоповреждения, чаще запястья, предплечья, бедра. Селфхарм – «модная» тема, но это сигнал обратить внимание на ребенка. В одной из минских школ пару лет назад была проведена «операция» с названием «Чистые ручки». В каждом классе из параллели 9-х классов выявили по 3-4 человека тех, кто либо раньше занимался селфхармом, либо сейчас.
Изоляция от близких и друзей, формальное общение. И так каждый день. Не ходит гулять, не общается, его не приглашают никуда…
Прямые или косвенные сообщения о своих намерениях. Согласно статистике, 80% подростков, которые совершали суициды, говорили родителям о своем нежелании жить, но взрослые не воспринимали это всерьез. Вполне возможно, что родитель просто боится принять тот факт, что его ребенок может что-то с собой сделать. Вместе с тем любые высказывания должны четко давать понять, что человек, будь то взрослый, а тем более ребенок, находится в трудной ситуации и ему нужна помощь.
Увести от пропасти, уберечь от суицида
Вообще мысли о смерти особенно в подростковом возрасте естественны, ведь когда человек (уже не ребенок, но еще и не взрослый) формируется как личность, у него впервые возникают вопросы о смысле жизни, ему важно понять, для чего он живет. И подростки активно ищут ответы на эти вопросы.
Что важно? Есть такое слово «жизнестойкость». Любой родитель хочет вырастить своего ребенка жизнестойким, имеющими силы, возможности, способности, желание преодолевать стрессовые ситуации, при этом не разрушаясь изнутри и добиваясь своих целей. Вот это и есть жизнестойкость. Большое количество взрослых завязаны на том, чтобы сформировать у ребенка жизнестойкость: родители, воспитатели, учителя, врачи… Главное, что необходимо донести: есть проблема – ищем ей решение, а не выход из окна. Как это сделать?
Решаем вовремя вопросы физического и психического здоровья ребенка: не прячем голову в песок, а идем к врачу.
Совместный разбор трудных ситуаций. Учите ребенка с проблемой приходить к родителю или взрослому, которому он доверяет. Не только с радостными моментами в своей жизни, но в большей степени именно с проблемами.
Воспитывайте в ребенке ответственность за свои поступки. Каждый возраст имеет свою ответственность, нужно формировать причинно-следственную связь. Увы, даже не все взрослые думают о последствиях. Важно акцентировать внимание на том, что будет после каких-то действий.
Формируйте правильную самооценку: ты можешь, ты сможешь. А если не сможешь, ты всегда можешь обратиться за помощью. И тогда точно сможешь! Очень важно предъявлять разумные требования в области достижений. И ни в коем случае не давить, если ребенок не тянет, потому что так легко и сломать.
Информация подготовлена врачом-интерном
отдела общественного здоровья
и социально-гигиенического мониторинга М.И. Зыгмантович
по материалам сайта 24health.by