15 сентября в Республике Беларусь-День здоровья школьников, который в этом году приурочен профилактике нарушений зрения. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребёнка из двадцати дошкольников и у одного из четырёх школьников. В среднем, 7 миллионов человек в год на планете становятся слепыми. По прогнозам ВОЗ к 2020 году количество слепых в мире достигнет 76 миллионов человек. Только за последний год в Минском районе процент детей с нарушениями зрения увеличился на 1,4%. Основными проблемами со зрением у детей являются: затуманенное зрение, косоглазие, дальтонизм, поражение сетчатки, близорукость, дальнозоркость, опущение верхнего века (птоз), воспаление глаз (конъюнктивит) и т.д. В основном, нарушения зрения возникают в результате близорукости.
Начинающаяся с близорукости слабой степени, высокая осложненная близорукость занимает одно из ведущих мест в структуре инвалидности по зрению в Республике Беларусь. Существенно возросла зрительная нагрузка за счёт увеличения школьных программ, особенно в образовательных учреждениях нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), что приводит к высокой зрительной и эмоциональной нагрузке. Распространённость близорукости среди учащихся современных общеобразовательных учреждений высокая и находится в пределах 25-30%. Среди девочек близорукость встречается чаще (30-32%), чем среди мальчиков (22-26%). Это связано с тем, что девочки, как правило, проявляют больше старательности, лучше успевают, больше вовлечены в общественную деятельность. Миопия среди детей дошкольного возраста составила 5%. Причиной может быть раннее и непрофессиональное начало подготовки родителями детей к школе задолго до шестилетнего возраста. В течение одиннадцати лет обучения в общеобразовательном учреждении происходит постепенное увеличение распространённости близорукости с 4,1-8,6% в первых классах до 46-52% в одиннадцатых. Ежегодно прирост детей с близорукостью составляет в среднем 5% (в основном, это учащиеся начальных и средних классов). Профессиональные ограничения по состоянию здоровья имеют от 20 до 40% школьников-подростков.
Неблагоприятные факторы, способствующие возникновению нарушений зрения у детей:
- наследственная предрасположенность (наличие близорукости у родителей, особенно высокой степени);
- проведение работ, требующих напряжения зрения при недостаточном освещении;
- воздействие ультрафиолетового излучения;
- дефицит витамина А;
- избыточная масса тела;
- нарушения обмена веществ;
- малоподвижный образ жизни;
- длительное «сидение» за компьютером, частый просмотр телевизионных передач;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- длительное пребывание в сидячем положении во время обучения.
- организовать посещение ребёнком офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью;
- укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить на свежем воздухе в хорошо озелененной местности;
- следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку;
- выделять место для занятий у окна;
- свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действия, потолки, оконные проёмы и рамы должны быть окрашены в светлый цвет, мебель должна быть светлых тонов;
- зрительное рабочее расстояние при чтении и письме должно быть 30-35см;
- во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа;
- бумага, на которой пишут дети, должна быть светлой, цвет стержня – тёмный;
- выполнение домашних заданий для детей 1-2 классов должно составлять не более 1,5-2 часов,3-4 классов - не более 2 часов, а старшеклассников -не более 3-4 часов;
- обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы;
- приступать к подготовке домашнего задания примерно через 2 часа после окончания уроков в школе;
- просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2-2,5 метра, продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа.