Get Adobe Flash player
Главная Новости Режим дня школьника. Родителям на заметку

Начало осени у многих родителей ознаменовалось важным событием: ребенок пошел в первый класс. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь семьи. В достаточно непростой период адаптации к школе важно наладить рациональный режим дня школьника. Хорошо составленный и четко соблюдаемый распорядок дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника, способствует нормальному росту и развитию. В то время как несоблюдение режима дня, гиподинамия, большие нагрузки в школе могут негативно сказаться на здоровье ребенка, что может привести к развитию заболеваний сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и нервной систем.

В теории многие это знают, но на практике четко организовать и спланировать день школьника удается не всем.

В каждой семье режим организуется по-своему, что зависит от жилищно-бытовых условий, отдаленности школы от дома, степени занятости родителей, от занятий в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках и т.п. Но основной план режима дня должен оставаться постоянным.

Правильно организованный распорядок дня школьника предусматривает: правильное чередование труда и отдыха; регулярное и достаточное питание; физиологически полноценный сон, с точным временем подъема и отхода ко сну; определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур; время для приготовления домашних заданий; активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; свободная деятельность по индивидуальному выбору.

А теперь обо всем по порядку. Начинать свой день школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени – около 5-10 минут. Утренняя гимнастика улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое и хорошее настроение. 

При правильном режиме питания пищу школьники должны принимать 5 раза в день, при чем в строго определенное время, это способствует хорошему аппетиту и помогает лучшему усвоению пищи. Завтрак  для первоклассника – неотъемлемый элемент здорового питания, для растущего организма также важны такие приемы пищи, как второй завтрак и полдник. 

Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть, и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении – не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка отдыха. Для детей ослабленных, часто болеющих лучший отдых – полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.  У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться – то же самое происходит во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство – защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых. Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.

Продолжительность приготовления домашних занятий в 1 классе – до 1 часа (оптимально – ¾ часа), во 2 классе – до 1,5 часа (1 час – оптимально). Лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов (время повышенной физиологической активности организма). У школьников, привыкших выполнять домашние задания в одни и те же часы, появляется к этому времени готовность к напряженной умственной работе. В этом случае им не приходится долго врабатываться. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.

Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту, и хорошо освещенное. Во время приготовления уроков должны быть устранены источники громкого шума (телевизор, радио, громкие разговоры). Посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление.

Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной нагрузки, из-за этого появляются вялость, быстрая утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультминутки во время приготовления домашних заданий, обязательно предусмотреть время на прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день, а лучше вообще обходиться без него.  За компьютером дети в возрасте 7-8 лет должны проводить не более 30 минут в день.

Занятия в кружках и секциях должны проводиться не чаще двух раз в неделю длительностью до 1 часа для младших школьников и 1,5 часа – в старших.

После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Первокласснику необходимо спать не менее 10 часов. Важно соблюдать четко установленное время отхода ко сну и пробуждения. Для школьников 6-10 лет рекомендуется ложиться спать в 21.00. Привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, делает сон более глубоким, организм лучше восстанавливает силы. Полноценному отдыху также способствуют свежий воздух в комнате, не очень мягкая постель, соблюдение тишины.

Таким образом, составить режим дня школьника с учетом вышеуказанных рекомендаций не столь трудно. Сложнее научить школьника выполнять его. В силу возрастных и психологических особенностей ребенок не может самостоятельно контролировать свое время и жестко соблюдать намеченный режим, поэтому родители должны ему в этом помочь. С течением времени дети привыкают к режиму дня, что способствует улучшению самочувствия, хорошему настроению, высокой работоспособности и сохранению здоровья.

Заведующий отделением общественного здоровья Ю.В.Митряйкина

 

Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

 

Поиск по сайту