Get Adobe Flash player
Главная Новости Гигиенические принципы организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования и общего среднего образования

С целью предупреждения снижения работоспособности и повышенной утомляемости, сохранения оптимального уровня работоспособности, а, следовательно, здоровья детей в процессе их образовательной деятельности и выдвигается комплекс гигиенических требований к организации образовательного процесса учащихся.Гигиеническими принципами организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования являются:

научная организация образовательного процесса

соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка.

Основные принципы государственной политики в сфере образования изложены в Кодексе об образовании, являющимся в Республике Беларусь основным нормативным документом по организации образовательного процесса для всех типов учреждений образования на всех его уровнях и ступенях вне зависимости от формы собственности.

Недельная учебная нагрузка всех учащихся вне зависимости от ступени образования подлежит нормированию. Фактическая величина недельной учебной нагрузки учащихся не должна превышать максимальную допустимую. В соответствии с законодательством установлена следующая максимальная допустимая учебная нагрузка: 1-2 классы-22; 3-4 классы-24; 5 класс- 27/28 (при изучении отдельных предметов на повышенном уровне); 6-7  классы- 30/31; 8 класс- 31/32; 9 класс- 33; 10-11 классы- 34.

Для поддержания высокого уровня работоспособности учащихся необходимо обеспечение соответствия учебной нагрузки по тяжести и напряженности типичной кривой работоспособности как на протяжении отдельно взятого урока, так и на протяжении учебных дня, недели, четверти и года. Т.е. начало каждого урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда учащихся в этот период снижена.

Особое значение имеет организация облегченного образовательного процесса с первоклашками, которые адаптируются к систематическому школьному обучению. Период врабатывания в годовой динамике работоспособности должен иметь у них пролонгированный характер. Домашние задания не должны задаваться в течение всего учебного года. Физиологически обоснована продолжительность непрерывных занятий не более 6-7 недель. В целях профилактики утомления учащихся на протяжении учебного года должны устанавливаться: осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся I-II классов не менее 37 дней (в третью неделю февраля предусматриваются дополнительные каникулы продолжительностью не менее 7 дней); летние каникулы, продолжительностью не менее 12 календарных недель, а для учащихся, завершивших обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования, – не менее 10 календарных недель.

В целях сохранения устойчивой работоспособности учащихся имеет значение установление продолжительности учебной недели. Достаточно рациональным является организация учебных занятий в режиме пятидневной недели. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для восстановления работоспособности детей. Наиболее оптимальным является организация учебных занятий в одну смену с 9.00. В любом случае занятия должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену и не позднее 14.00 – во вторую. Вторая смена может начинать работу в помещениях после первой смены не ранее чем через 15 мин после её окончания после влажной уборки и при условии эффективного проветривания помещений. В течение учебного дня обязательно наличие перерывов в работе, т.е. необходимо чередование уроков и перемен. Продолжительность обычных перемен для учащихся II-XI классов общеобразовательных учреждений устанавливается не менее 10 мин, I класса – не менее 20 мин. В режиме учебного дня должно быть предусмотрено также не менее 2-х перемен по 15 мин: 1 – для организации горячего питания (в расписании занятий перемен для организации горячего питания должно быть в количестве с учетом численности учащихся в учреждении образования и мест в обеденном зале), 2-я – динамическая. Дополнительные занятия (факультативные, стимулирующие, поддерживающие) проводятся не ранее, чем через 15 мин после окончания учебных занятий.

В учреждениях образования всех типов контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования. При составлении графика проведения контрольных работ учитывают, что их количество должно быть не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ запрещается в периоды физиологически обусловленной минимальной работоспособности учащихся –пятницу и на последних учебных занятиях.

Продолжительность учебного занятия должна быть с детьми в возрасте: от 1 года до 3 лет – не более 10 минут; от 3 до 4 лет – 15–20 минут; от 4 до 5 лет – 20–25 минут; от 5 до 6 лет – 25–30 минут; от 6 до 7 лет (I класс) – 30–35 минут; от 7 лет и старше (II–XI класс) и взрослых – не более 45 минут. Продолжительность учебного занятия сокращается: до 35 минут для детей в возрасте от 7 до 10 лет (II–IV класс) и до 40 минут – для детей от 10 лет (V–XI класс) в учреждениях для детей, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, в санаторно-курортных организациях и санаторных школах-интернатах; до 25 минут для детей в возрасте от 6 до 10 лет (I–IV класс) и до 35 минут для детей от 10 лет (V–XI класс) при стационарном лечении в организациях здравоохранения.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо воспитывать и формировать рациональную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Рабочая поза ученика должна соответствовать виду учебной деятельности, её соблюдение и чередование во время урока контролируется педагогом.

Мебель должна соответствовать росту ребенка.

Установлено, что в хорошо проветриваемых помещениях работоспособность школьников в 1,5-2 раза выше по сравнению с детьми, занимающимися в непроветренном помещении. Повышенная температура и влажность, бактериальная загрязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздушной среды резко изменяют самочувствие и настроение учащихся, способствуя быстрому нарастанию утомления.

Образовательный процесс в помещениях учреждений образования должен осуществляться при благоприятных микроклиматических условиях:

температура воздуха – +18 - +20ºС,

 относительная влажность воздуха – 30- 60%,

 объем приточно-вытяжной вентиляции – 16 м3 /час на 1 человека с 1,5- кратным воздухообменом.

Для обеспечения должного уровня естественной освещенности коэффициент глубины заложения должен быть не более 2, световой коэффициент – 1 /4- 1 /5, КЕО в расчетной точке, наиболее удаленной от световых проемов, – не менее 1,5 %. В качестве солнцезащитных устройств используются жалюзи, шторы, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Источники искусственной освещенности должны обеспечивать равномерное и достаточное освещение помещений, уровень искусственной освещенности при освещении лампами накаливания должен быть не менее 200 лк, при освещении люминесцентными лампами – 400 лк.

Обеспечение безопасной среды и соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса – необходимая составляющая системы профилактических мер, направленных на охрану здоровья обучающихся в период их пребывания в образовательных учреждениях. Поэтому одной из задач профилактической медицины является систематический мониторинг состояния здоровья учащихся и контроль соблюдения учебной нагрузки, правильности составления учебного расписания, режима организации и проведения учебных занятий, санитарного состояния помещений.

 

 

                                                                       Заведующий отделением гигиены детей и подростков Новик О.П.

 

Как Вы относитесь к здоровому образу жизни?

 

Поиск по сайту