Get Adobe Flash player
Главная Новости Школа = стресс? Как снизить тревожность у детей

В вопросах, которые касаются воспитания, социальной адаптации и психического благополучия детей, сегодня на первые позиции выходит проблема детской тревожности. Каждый год в мире становится все больше беспокойных, неуверенных в себе и эмоционально неустойчивых детей. Не так давно белорусские ученые, сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены, провели исследование психоэмоционального статуса 320 подростков (учащихся 8-х, 10-х и 11-х классов). Оказалось, что школа и все, что с ней связано, является одним из основных стрессовых факторов для детей.

Причины школьной тревожности

Давно доказано, что влияние на физическое и психическое здоровье детей оказывают не только воспитание и выстроенные между членами семьи отношения, но также внутри- и внешкольные факторы.

Более того, в комплексе они формируют личность человека: его мировоззрение, жизненную позицию, способность к адекватному самовыражению и эффективному взаимоотношению с окружающими. И семья, и школа одинаково ответственны за то, вырастет ли человек сильной, целеустремленной и свободной личностью. Или превратиться в запуганного, закомплексованного и агрессивно настроенного индивидуума.

Если конкретизировать причины, которые способны вызвать у ребенка стресс и привести к повышенной тревожности, среди прочих можно назвать:

интенсивность процесса обучения (парадоксально, но при постоянной оптимизации системы образования объем учебных и внеучебных нагрузок имеет только одну тенденцию – к возрастанию);

дефицит времени для усвоения информации (по мере того как растут нагрузки, закономерно уменьшается количество времени на то, чтобы понять и усвоить новую тему до того, как будет взята следующая);

уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе (справедливости ради стоит отметить, что этот фактор сопряжен с необходимостью отдавать много времени не только учебе, но и гаджетам. Подробнее об исследовании наших ученых на эту тему можно прочитать здесь);

малоподвижный образ жизни и нерациональное питание (не связанные напрямую со школой факторы тем не менее оказывают непосредственное влияние на умственные и когнитивные способности ребенка и, как следствие, на его успеваемость).

И это не считая межличностных отношений с одноклассниками и учителями, адаптации при переходе с одной ступени образования на другую, буллинга и т.д.

Как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом

Исследование белорусских гигиенистов обнажило весьма серьезную проблему: для значительной части детей «второй дом» – не самое уютное и психологически безопасное место. Но это отнюдь не значит, что вина целиком лежит на «хозяевах» этого дома – учителях. Важно другое. Результаты исследования дают родителям и специалистам от образования понимание «слабых мест» не только в получении знаний, но и в самой школе, как месте, где большую часть года дети проводят большую часть времени.

Понимание – есть первый шаг к решению проблемы.

Вот несколько рекомендаций для родителей школьников, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно в любой стрессовой ситуации:

Семья и дом – это место, где ребенок любого возраста должен безоговорочно чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это тыл, опора, источник силы. Насколько возможно, защитите свой дом и ребенка от ссор, плохого настроения, претензий и обид. Если вашему школьнику неуютно в школе, у него должно быть место, где он банально сможет перевести дух и зарядиться энергией. Гармоничные, доверительные отношения в семье не только стабилизируют психоэмоциональный фон ребенка, но и укрепляют иммунитет.

Не ставьте успеваемость во главу угла и не требуйте от школьника того, что он не в состоянии вам дать, в том числе в плане учебы. Способность к усвоению знаний зависит от многих факторов, в том числе от генетических установок, условий среды, образа жизни, индивидуальных особенностей. Кроме всего прочего, оценка знаний ученика учителем часто носит субъективный характер (несмотря на методики и методички по балльной системе оценки знаний). В итоге высокий балл успеваемости «во что бы то ни стало» может стоить ребенку физического и психического здоровья. Главное, чтобы из него вырос хороший человек. Это действительно главное.

Мало говорить своему школьнику о том, что вы любите его и готовы поддержать в любой ситуации. «Говорите» об этом поступками и будьте последовательны. Не критикуйте, но предлагайте помощь. Научитесь уважать и не нарушать личные границы.

Чаще проводите время вместе, еще чаще – активно: на природе, в игровых центрах, за общими увлечениями.

Держите баланс. Речь не о том, чтобы создать «тепличные условия» для ребенка (наоборот, этим вы окажете ему медвежью услугу, поскольку адаптироваться к условиям вне семьи и дома ему будет сложнее). Адекватно реагируйте на поведение и поступки подростка. Толковые советы специалиста, как это сделать, – в этом материале.

Будьте для своего сына или дочери не только родителем, но прежде всего другом. Если кажется, что время упущено или вам достался трудный подросток, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. На кону не ваше самолюбие, а будущее ребенка.

 

Информация подготовлена врачом-гигиенистом отделения общественного здоровья Гинзбург Н.В. по материалам сайта 24health.by

 

Какую роль играет наследственность в развитии бронхиальной астмы?

 
Поиск по сайту