Get Adobe Flash player
Главная Новости Рабочее место школьника. 5 шагов к правильному его обустройству

Зимние месяцы – самые непростые для школьников. Тому причиной короткий световой день, объективное уменьшение возможностей активно проводить досуг на свежем воздухе… Плюс учебные нагрузки, которые возрастают по мере взросления самого ребенка: объем получаемой информации растет, увеличивается время, необходимое для самоподготовки и выполнения домашних заданий.

Согласно статистике, второклашки, которые получают свою первую «домашку», тратят на ее выполнение в среднем полтора часа в день. А уже к старшим классам время, отведенное на самоподготовку, достигает 4-6 часов, не считая суммарного урочного времени в школе.

Такие нагрузки без профилактических мероприятий могут сами по себе оказывать негативное влияние на здоровье и развитие ребенка. Зимой же, в условиях недостатка естественного освещения, длительного пребывания в статичной позе в закрытых помещениях риск развития различных патологий (чаще всего связанных со зрением, осанкой, позвоночником) сильно возрастает. Поэтому усилий для профилактики требуется гораздо больше.

 

Не место красит человека?

Правильная организация рабочего места школьника, в том числе дома, имеет огромное профилактическое значение. Во время учебного процесса – будь то в школе или дома – детям приходится подолгу сидеть, часто в каком-то неподвижном статическом положении. И если рабочее место организовано неправильно, если оно недостаточно хорошо освещено, если мебель не соответствует росту и возрасту ребенка, то последствия не заставят себя долго ждать.

Так, во многом нерациональной организацией рабочих мест специалисты объясняют результаты анкетирования, которое было проведено среди учеников младших классов, которым следовало ответить на вопрос о своем самочувствии после выполнения домашнего задания. Всего в опросе поучаствовало свыше 1200 детей. В итоге каждый третий жаловался на утомляемость, каждый четвертый – на головные боли. Также дети отмечали боль в шее и спине.

При этом почти треть опрошенных детей признались, что, выполняя домашнее задание, сидят, подгибая под себя ноги. Еще часть школьников кладут ноги на предметы, расположенные рядом. В обоих случаях такая посадка ведет к нарушению правильного положения спины, шеи, плеч и чаще всего связана с нерациональной организацией рабочего места.

Зимние месяцы – самые непростые для школьников. Тому причиной короткий световой день, объективное уменьшение возможностей активно проводить досуг на свежем воздухе… Плюс учебные нагрузки, которые возрастают по мере взросления самого ребенка: объем получаемой информации растет, увеличивается время, необходимое для самоподготовки и выполнения домашних заданий.

Согласно статистике, второклашки, которые получают свою первую «домашку», тратят на ее выполнение в среднем полтора часа в день. А уже к старшим классам время, отведенное на самоподготовку, достигает 4-6 часов, не считая суммарного урочного времени в школе.

Такие нагрузки без профилактических мероприятий могут сами по себе оказывать негативное влияние на здоровье и развитие ребенка. Зимой же, в условиях недостатка естественного освещения, длительного пребывания в статичной позе в закрытых помещениях риск развития различных патологий (чаще всего связанных со зрением, осанкой, позвоночником) сильно возрастает. Поэтому усилий для профилактики требуется гораздо больше.

 

Не место красит человека?

Правильная организация рабочего места школьника, в том числе дома, имеет огромное профилактическое значение. Во время учебного процесса – будь то в школе или дома – детям приходится подолгу сидеть, часто в каком-то неподвижном статическом положении. И если рабочее место организовано неправильно, если оно недостаточно хорошо освещено, если мебель не соответствует росту и возрасту ребенка, то последствия не заставят себя долго ждать.

Так, во многом нерациональной организацией рабочих мест специалисты объясняют результаты анкетирования, которое было проведено среди учеников младших классов, которым следовало ответить на вопрос о своем самочувствии после выполнения домашнего задания. Всего в опросе поучаствовало свыше 1200 детей. В итоге каждый третий жаловался на утомляемость, каждый четвертый – на головные боли. Также дети отмечали боль в шее и спине.

При этом почти треть опрошенных детей признались, что, выполняя домашнее задание, сидят, подгибая под себя ноги. Еще часть школьников кладут ноги на предметы, расположенные рядом. В обоих случаях такая посадка ведет к нарушению правильного положения спины, шеи, плеч и чаще всего связана с нерациональной организацией рабочего места.

У детей младшего школьного возраста есть ряд определенных анатомо-функциональных предпосылок развития нарушения осанки. Например, незавершенность процессов окостенения, отставание развития мышечной системы от процессов роста скелета. Нарастание мышечной силы и выносливости у девочек происходит только к 10–12 годам, у мальчиков – в 13–14 лет. Поэтому статические нагрузки, связанные с необходимостью длительно поддерживать позу сидя при выполнении учебных заданий, вызывают быстрое утомление.

Обустройство по правилам

 

  1. Для школьника важен правильный стол. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка. Слишком высокий стол увеличивает риск боковых искривлений позвоночника. Слишком низкий – способствует развитию сутулости. Если столешница стола имеет наклон – это просто замечательно. Так поддерживать правильную позу за столом ребенку будет проще. Однако важно соблюсти оптимальный градус наклона столешницы. Он не должен быть слишком большим. Оптимальный угол наклона – 7-15°.
  2. Обратите внимание, на чем и как сидит ребенок во время выполнения домашних заданий. Главным критерием при выборе правильного стула является высота сиденья. Если в положении сидя стопы ребенка полностью стоят на полу – значит мебель выбрана правильно. Ни в коем случае ноги не должны «болтаться» в воздухе. Если все-таки ноги ребенка не достают до пола и по каким-то причинам вы не можете поменять мебель, используйте подставку для опоры ног ребенка. Стул необходимо расположить так, чтобы ребенок глубоко сидел на сиденье, а между туловищем и краем стола оставалось свободное пространство 3-4 см.
  3. При покупке отдавайте предпочтение мебели, которую можно регулироваться по мере роста ребенка. Например, на первые годы учебы в начальной школе приходится период интенсивного роста ребенка. В среднем дети вырастают на 25 сантиметров в год. Поэтому, чтобы каждый год не тратиться на новые столы-стулья, лучше сразу купить «растущую» мебель.
  4. Рабочее место школьника дома должно проветриваться и быть хорошо освещено. Поэтому идеально, если получится поставить стол у окна. Если такой возможности нет, а также осенью и зимой, когда естественного освещения недостаточно, необходимо использовать дополнительные источники света – общие и локальные: настольные лампы, светильники и т.д. Для правшей источник света должен располагаться слева, для левшей – справа. Регулярное проветривание комнаты снижает концентрацию углекислого газа в воздухе и позволяет дольше сохранять физическую и умственную работоспособность.
  5. Контролируйте позу ребенка за столом. От того, как сидит во время работы ученик зависит, какую нагрузку он обеспечивает своему позвоночнику и глазам (мы, родители, ведь помним, что нарушение осанки, сколиоз и миопия – основные и крайне распространенные проблемы у детей школьного возраста).

Под правильной рабочей позой сидя подразумевается положение тела, при котором ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямыми углами, ступни опираются на пол, предплечья и кисти рук свободно располагаются на поверхности стола, крестцово-поясничный изгиб позвоночника опирается на спинку сиденья, расстояние от глаз ребенка до книги или тетради составляет 30-35 см.

Обустройство по правилам

 

  1. Для школьника важен правильный стол. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка. Слишком высокий стол увеличивает риск боковых искривлений позвоночника. Слишком низкий – способствует развитию сутулости. Если столешница стола имеет наклон – это просто замечательно. Так поддерживать правильную позу за столом ребенку будет проще. Однако важно соблюсти оптимальный градус наклона столешницы. Он не должен быть слишком большим. Оптимальный угол наклона – 7-15°.
  2. Обратите внимание, на чем и как сидит ребенок во время выполнения домашних заданий. Главным критерием при выборе правильного стула является высота сиденья. Если в положении сидя стопы ребенка полностью стоят на полу – значит мебель выбрана правильно. Ни в коем случае ноги не должны «болтаться» в воздухе. Если все-таки ноги ребенка не достают до пола и по каким-то причинам вы не можете поменять мебель, используйте подставку для опоры ног ребенка. Стул необходимо расположить так, чтобы ребенок глубоко сидел на сиденье, а между туловищем и краем стола оставалось свободное пространство 3-4 см.
  3. При покупке отдавайте предпочтение мебели, которую можно регулироваться по мере роста ребенка. Например, на первые годы учебы в начальной школе приходится период интенсивного роста ребенка. В среднем дети вырастают на 25 сантиметров в год. Поэтому, чтобы каждый год не тратиться на новые столы-стулья, лучше сразу купить «растущую» мебель.
  4. Рабочее место школьника дома должно проветриваться и быть хорошо освещено. Поэтому идеально, если получится поставить стол у окна. Если такой возможности нет, а также осенью и зимой, когда естественного освещения недостаточно, необходимо использовать дополнительные источники света – общие и локальные: настольные лампы, светильники и т.д. Для правшей источник света должен располагаться слева, для левшей – справа. Регулярное проветривание комнаты снижает концентрацию углекислого газа в воздухе и позволяет дольше сохранять физическую и умственную работоспособность.
  5. Контролируйте позу ребенка за столом. От того, как сидит во время работы ученик зависит, какую нагрузку он обеспечивает своему позвоночнику и глазам (мы, родители, ведь помним, что нарушение осанки, сколиоз и миопия – основные и крайне распространенные проблемы у детей школьного возраста).

Под правильной рабочей позой сидя подразумевается положение тела, при котором ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямыми углами, ступни опираются на пол, предплечья и кисти рук свободно располагаются на поверхности стола, крестцово-поясничный изгиб позвоночника опирается на спинку сиденья, расстояние от глаз ребенка до книги или тетради составляет 30-35 см.

 

Какую роль играет наследственность в развитии бронхиальной астмы?

 
Поиск по сайту