Get Adobe Flash player
Главная Новости Что такое аутизм простыми словами?

Если совсем просто, то аутизм – это нарушение развития психики, сложное врожденное состояние, которое сохраняется на протяжении всей жизни и характеризуется проблемами с коммуникацией, социальным взаимодействием и поведением.

Истинный аутизм является частью нарушений развития и функционирования психики, которые составляют обширную группу так называемых расстройств аутистического спектра (РАС). Помимо аутизма в нее входят такие состояния психического дезонтогенеза, как первазивное расстройство развития; дезентегративное расстройство личности; синдром Аспергера и другие.

Условно РАС, включая истинный аутизм, разделяют на две большие группы: высокофункциональные и низкофункциональные.

У аутизма нет специфических симптомов, по которым можно было бы однозначно и при первом же обращении к врачу сказать: да, есть проблема. В основе РАС в целом и аутизма в частности лежит триада симптомов: нарушения коммуникации; нарушения социального взаимодействия; ограниченный, повторяющийся круг интересов, видов деятельности, поведения.

Как правило, первые признаки аутизма обнаруживают себя к возрасту 2-3 лет, когда малыш идет в детский сад и получает первый опыт социализации. Тогда у взрослых – родителей, бабушек-дедушек, воспитателей – впервые появляется настороженность, что с ребенком что-то не так. Поскольку аутизм – врожденное состояние, определенные модели поведения ребенка, вполне допустимо, присутствуют даже на первом году жизни. Но, как правило, оценить их можно только ретроспективно.

На сегодняшний день нет такого лабораторного анализа или инструментального исследования, которые позволили бы достоверно подтвердить аутизм. В интернете полно информации и «симптомов», по которым можно определить РАС чуть ли не у месячного младенца. Надо понимать, что все это псевдонаучно.

Диагноз основывается на длительном клиническом наблюдении – не менее полугода. Потому что особенности поведения не настолько яркие, чтобы их можно было конкретно и сходу разделить на норму и патологию. Это слишком тонкая и ненадежная материя с точки зрения поведенческих, клинических проявлений РАС. Несмотря на возможности энцелографических, нейровизуализационных и даже молекулярно-генетических исследований, которые доступны сегодня, базисом для постановки диагноза является именно клиническая оценка. Все остальное – дополнительные методы. Что бы там ни писали в «интернетах».

Люди с аутизмом испытывают проблемы с общением. Им трудно понять, что думают и чувствуют другие люди. Они также не способны выражать себя, собственные чувства и переживания жестами, мимикой и прикосновениями.

Обучение, как правило, детям с аутизмом тоже дается нелегко. Их навыки могут развиваться неравномерно. Например, по меркам общеобразовательной школьной программы ребенок с аутизмом может быть «махровым двоечником», при этом наизусть декламировать объемные отрывки из литературных произведений, обладать абсолютным слухом и воспроизводить по памяти сложные музыкальные пьесы… Среди аутистов много по-настоящему гениальных, одаренных людей. Они необычайно хороши в искусстве, музыке, математике или предметах, деятельности, связанных с памятью.

Сейчас у большего числа детей диагностируют аутизм, чем когда-либо прежде. Но последние цифры могут быть выше из-за изменений в методах диагностики, а не из-за того что у большего числа детей это расстройство.

 

Информация подготовлена помощником врача-гигиениста

отдела общественного здоровья

и социально-гигиенического мониторинга Я.С.Яковлевой

по материалам сайта 24health.by

 

Какую роль играет наследственность в развитии бронхиальной астмы?

 
Поиск по сайту