О специфике установления категории «ребенок-инвалид» в Республике Беларусь рассказала зав. кафедрой медицинской экспертизы и оценки качества оказания медицинской помощи БГМУ Виктория Голикова.
Что значит «ребенок-инвалид»
Инвалидом считается ребенок в возрасте до 18 лет, имеющий стойкие нарушения в функционировании организма. Неправильная работа органов и систем может быть спровоцирована болезнями, в том числе травмами или ранениями, увечьями, врожденными дефектами. При взаимодействии с различными факторами все это не позволяет ребенку в полной мере участвовать в общественной жизни и быть наравне со сверстниками.
Чтобы получить категорию «ребенок-инвалид», необходимо пройти медико-социальную экспертизу (ее проводят медико-реабилитационные экспертные комиссии).
Помимо установления непосредственно категории «ребенок-инвалид», несовершеннолетним обозначают степень утраты здоровья (СУЗ), а также причину, дату наступления инвалидности и срок инвалидности.
Причины первичной инвалидности среди детского населения Республики Беларусь
На первое место среди причин первичной инвалидности среди детского населения вышли психические расстройства. За 2023 год (по сравнению с 2019 годом) этот показатель увеличился практически вдвое, опередив врожденные аномалии, которые очень долгое время лидировали среди показателей инвалидности среди несовершеннолетних.
Причины детской инвалидности по данным 2023 года (по убыванию):
- расстройства психики и поведения,
- врожденные аномалии,
- болезни нервной системы,
- эндокринные патологии,
- костно-мышечные заболевания,
- новообразования.
Что является основанием для установления инвалидности
Для установления категории «ребенок-инвалид» необходимы следующие основания:
- ограничение одной из базовых категорий жизнедеятельности;
- наличие анатомического дефекта (перечень этих дефектов утвержден Минздравом РБ);
Также учитывается наличие синдрома взаимного отягощения (при взаимоотягощающей патологии), синдрома социальной компенсации и клинико-трудовой прогноз (с 14 лет).
Что такое базовые категории жизнедеятельности
Для решения вопроса о наличии инвалидности у ребенка оценивается степень ограничения у него категорий жизнедеятельности. Перечень основных категорий жизнедеятельности, подлежащих оценке, утвержден Министерством здравоохранения Республики Беларусь. С сентября 2023 года, для установления инвалидности детям, из всех категорий были выделены базовые, играющие ключевую роль при установлении категории «ребенок-инвалид».
К базовым категориям жизнедеятельности относятся способности:
- к самостоятельному передвижению,
- к самообслуживанию,
- к ориентации,
- к общению,
- а также способность контролировать свое поведение.
Наличие ограничения этих категорий (определенной степени тяжести) позволяет устанавливать инвалидность детям.
Но, кроме того, обязательно оцениваются такие важные для жизни ребенка факторы, как:
- способность к обучению,
- способность к трудовой деятельности,
- способность к ведущей возрастной деятельности.
Проводя оценку степени тяжести ограничения категорий жизнедеятельности у детей, оценивается степень развития категорий жизнедеятельности в соответствии с возрастным периодом жизни и перспективой формирования законченного понятия «способность к самообслуживанию», «способность к общению» и т.д. с учетом физического, психического и социального статуса ребенка.
Оценка каждой категории жизнедеятельности проводится с учетом компенсации (восполнения или замещения утраченных функций, навыков или умений) с помощью лекарственных средств и технических средств социальной реабилитации (например, костыли, ходунки, кресло-коляска, глазные линзы, диктофон и др.).
Правильно оценить ограничение категорий жизнедеятельности могут только врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение и владеющие знаниями об особенностях течения заболеваний детского возраста, владеющих навыками комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
Что такое ведущая возрастная деятельность
Ведущая возрастная деятельность — это способность выполнять деятельность, определяющую основное содержание повседневной жизни ребенка в конкретный возрастной период.
Эта категория жизнедеятельности очень важна для оценки жизнедеятельности детей, так как каждый возрастной период ребенка имеет свою ведущую деятельность, которая способствует правильному развитию всех систем детского организма и становлению тех же базовых категорий жизнедеятельности, обуславливающих дальнейшие этапы формирования навыков социальной адаптации. Категория была введена в законодательство Республики Беларусь, регламентирующее проведение медико-социальной экспертизы детям, в 2007 году и существует до настоящего момента. Она подразделяется на отдельные способности в зависимости от возраста ребенка.
С рождения до 1 года оценивается способность к эмоционально-личностному общению. Это способность ребенка устанавливать взаимоотношения с матерью или другим лицом на основе эмоциональных реакций, обеспечивающая основные компоненты его нормальной жизнедеятельности в данный возрастной период, в процессе которой формируются двигательные навыки и основы психической деятельности.
С 1 года до 3 лет анализируется способность к предметной деятельности. Это способность ребенка к осуществлению непосредственного контакта с окружающим миром посредством изучения свойств, функций и пространственных взаимоотношений предметов, способствующего активному развитию функций анализаторов, формирующая его отношение к окружающему миру.
С 3 до 6 лет — способность к игровой деятельности, а именно к сюжетно-ролевой (например, дочки-матери). Это способность ребенка к особой форме деятельности, формирующей его мировоззрение и жизненный опыт посредством наблюдения и воспроизведения окружающей действительности, навыков и умений в соответствии с возрастной нормой.
Дети подражают и двигательно, и словесно, видя бытовую практическую деятельность взрослых, и это очень важно. Нельзя сказать, что эта деятельность полностью вытесняет все предыдущие виды возрастной деятельности, но выходит на первый план.
С 6 до 10 лет — способность к познавательной деятельности. Это способность к восприятию, отражению и воспроизведению существующей действительности посредством продуктивной и игровой деятельности по правилам, результатом чего является новое знание об окружающем мире, овладение навыками и умениями для формирования социального опыта.
С 10 до 14 лет — способность к межличностному взаимодействию. Это способность устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и иными лицами в соответствии с ситуацией и в социально приемлемой манере, включаться в общественную жизнь учреждений образования, социальной защиты и общественных объединений.
Способность к ведущей возрастной деятельности оценивается в нашей стране у детей в возрасте до 14 лет. После 14-летнего возраста учитывается способность к трудовой деятельности, так как по законодательству Республики Беларусь лицо в возрасте 14 лет имеет право работать по согласию законных представителей, а в 16 лет уже имеет право самостоятельно выбирать какую-то трудовую деятельность и трудиться.
Виктория Голикова:
– Учитывать периоды детского возраста очень важно, потому что ребенок — это не маленького размера взрослый, который просто знает и умеет меньше. Это индивидуум с качественными и количественными особенностями и возможностями, которые совершенно различны в разные возрастные периоды — от новорожденности до подросткового периода, когда он по своим показателям будет ближе всего ко взрослому человеку.
Как оценивается способность ребенка к обучению?
Способность к обучению – это способность к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей в процессе организации учебной деятельности обучающихся.
При оценке способности к обучению анализируется психолого-педагогическая характеристика, которая формируется специалистами учреждения образования, которое посещает ребенок. Данная характеристика прикладывается к направлению на медико-социальную экспертизу. Чтобы оценить способность к обучению, в ней должны быть указаны такие сведения, как вид получаемого ребенком образования (основное или специальное), осваиваемая образовательная программа.
Кроме того, специалисты учреждения образования указывают в ней личностные характеристики ребенка, отражают его учебные умения и навыки, успеваемость, описывают нуждаемость в помощи родителей и специалистов, что также имеет значение для проведения оценки способности к обучению, а также помогает оценить и базовые категории жизнедеятельности.
Что такое синдром социальной компенсации
Виктория Голикова:
– В случае, когда у ребенка в равной степени ограничены 3 из 5 базовых категорий, идет речь о наличии синдрома социальной компенсации. Это позволяет выставлять ребенку более высокую степень утраты здоровья, что обеспечивает ему своевременное и адекватное назначение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, профессиональных), мер социальной помощи и защиты, социального обеспечения.
Что такое степень утраты здоровья
Детям в Республике Беларусь устанавливается не группа инвалидности, как взрослым, а степень утраты здоровья: 1 (первая), 2 (вторая), 3 (третья) и 4 (четвертая).
Степень утраты здоровья была введена в медико-социальную экспертизу в 1999 году для реализации дифференцированного подхода по обеспечению мерами реабилитационной и социальной помощи детей и их законных представителей.
Установление 1 (первой) степени утраты здоровья детям в нашей республике можно рассматривать как государственную поддержку детей с нарушениями здоровья, как базовый прием профилактики тяжести инвалидности за счет своевременного предоставления этим детям реабилитационных мероприятий, расширяя и восстанавливая их возможности и способности, чтобы после достижения 18-летия они стали экономически независимыми, смогли работать и занимать достойное место в социуме.
Нумерация степени утраты здоровья прямо противоположна группам инвалидности у взрослых. Так, если среди взрослого населения самой тяжелой группой инвалидности является 1 (первая), то среди детского населения это 4 (четвертая).
Важно знать, что наличие той степени выраженности нарушений функций и ограничений жизнедеятельности, позволяющей детям устанавливать 1 (первую) степень утраты здоровья, не является основаниями для установления им группы инвалидности после совершеннолетия.
Степень утраты здоровья и, соответственно, инвалидность, устанавливается детям на срок: 1 год, 2 года, 5 лет и до достижения совершеннолетия.
Как понять, есть ли признаки инвалидности у ребенка?
Для того чтобы выявить признаки инвалидности и своевременно направить ребенка на медико-социальную экспертизу, необходимо провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка:
- анализ результатов медицинского осмотра ребенка врачами-специалистами, в объеме, необходимом для подтверждения имеющихся нарушений функций органов и систем организма;
- анализ результатов соматометрического исследования с оценкой параметров физического развития, биологической зрелости, уточнения соответствия хронологического возраста биологическому;
- анализ результатов диагностики (лабораторных и инструментальных методов исследований);
- анализ информации, содержащейся в медицинских и иных документах (психолого-педагогическая характеристика и др.), в том числе о проведенной диагностике, лечении, медицинской реабилитации (медицинской абилитации) в соответствии с клиническими протоколами, методами и порядком оказания медицинской помощи и их эффективности.
По результатам комплексной оценки состояния здоровья ребенка формируется клинико-функциональный диагноз (основной и сопутствующий), проводится оценка имеющихся нарушений функций органов и систем его организма, ограничений категорий жизнедеятельности с учетом возрастного периода ребенка, компенсации имеющихся проблем лекарственными и техническими средствами социальной реабилитации.
После этого лечащий врач направляет пациента на заседание врачебно-консультационной комиссии, которая решает вопрос о направлении ребенка на медико-социальную экспертизу для установления категории «ребенок-инвалид».
Виктория Голикова:
– Медико-социальная экспертиза лиц до 18 лет в нашем государстве основана на подходах, учитывающих хронологические границы детского возраста, параметры физического развития и биологической зрелости, возрастные нормы развития функций органов и систем организма, а также ведущий вид возрастной деятельности. Только анализ всех этих факторов позволит установить ту или иную степень утраты здоровья детей.
Информация подготовлена врачом-интерном
отдела общественного здоровья
и социально-гигиенического мониторинга М.И. Зыгмантович
по материалам сайта 24health.by