Get Adobe Flash player
Главная Здоровый образ жизни Рекомендации, статьи Можно или нет. Алкоголь и подростки.

 

В Спарте по закону Ликурга было положено...

Раз в год спаивать допьяна рабов и показывать их в состоянии опьянения юношам для того, чтобы внушить им отвращение к пьянству.

К сожалению, в настоящее время вид отдельных граждан, лежащих в состоянии опьянения под забором, не всегда оказывает должное воздействие на юношей.

Слова английского поэта Р. Бёрнса актуальны и в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство — без причин.

И ведь именно с 13-15 лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».

Если в семье принято застолье с вином, то к спиртному ребенок приобщается уже с довольно раннего возраста — сначала наблюдая за взрослыми, затем допивая из рюмок.

В некоторых случаях родители сами дают детям попробовать спиртное — то ли из любопытства, то ли «для аппетита». Видимо поэтому, делясь впечатлениями о самых интересных событиях, происходящих в праздничные дни, дети чаще всего называют застолье.

К сожалению, когда ребёнок становится постарше, родители нередко сами сажают его с собой за стол, сначала наливая в его рюмку подкрашенную воду, сок, а затем и алкоголь: как признание его взрослости и «права» на спиртное. Иногда родители, запрещают спиртное ребёнку, говоря, что он маленький или просто заявляя: «Мне можно, тебе нельзя». Во всех таких случаях у ребёнка вырабатывается положительное отношение к спиртному, отношение как к ценности, доступной только взрослым.

Детям необходимо рассказывать о влиянии спиртного на детский организм, о том, что нельзя сидеть за столом, где идёт «взрослый разговор».

Воспитание ответственной позиции ребенка в отношении алкоголя должно основываться на трех принципах:

Направлено не просто на алкоголизм в целом, как на некое общее явление, а на каждый из его отдельных элементов (подросток в 10 раз чувствительнее к алкоголю, чем взрослый. Алкогольное отравление у подростка сопровождается тошнотой, рвотой, головной болью, слабостью; возникают атипичные формы опьянения — злоба, тоска, депрессия, агрессия, истерическая реакция; стимулирует психическую активность — снимает сознательное торможение, тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам).

Подростки не склонны (да часто и не способны в силу своего возраста) задумываться над тем, что будет с ними через 10-15 и более лет. Более того, даже многие взрослые к этому также не способны. Необходимо разъяснять, что именно теряет подросток употребляющий алкоголь: духовность, интересы и цели в жизни, способность к установлению контактов, уверенность в себе, адекватную самооценку.

Необходимо вырабатывать в сознании подростка отрицательную оценку всех отдельных моментов поведения пьющего (во время прогулки специально обращайте внимание ребенка на неопрятный вид встретившегося пьяного, как сильно он отличается от большинства других людей — подтянутых, бодрых; подчеркивайте его бесполезность для общества, заставьте задуматься, а каково детям этого пьяницы, его близким и друзьям).

Все это возможно лишь в том случае, если сами родители, во-первых, занимают ответственную позицию по отношению к алкоголю, а во-вторых, правильно понимают сущность этой болезни, порабощающей человека, лишающей его воли и будущего. 

Статью хотелось бы закончить отрывком из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Бранта:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова… Легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Заведующий отделением                     общественного здоровья

ГУ «Минский зональный ЦГиЭ»

Татьяна  Счастная 

 

Часто ли вы проводите время всей семьей? Есть ли общее занятие?

 
Поиск по сайту