Get Adobe Flash player
Главная Здоровый образ жизни Рекомендации, статьи Профилактика утомления у младших школьников
19.08.2013 г.

Трудность обучения детей младшего школьного возраста связана в основном с тем, что у них процессы возбуждения резко преобладают над процессами торможения. Именно поэтому детям трудно сосредотачиваться и сохранять внимание.

У детей при интенсивной умственной деятельности довольно быстро может развиваться утомление. С одной стороны, это защитный механизм от истощения организма, сигнал о том, что необходим перерыв в работе. С другой — первый шаг к переутомлению нарушению физиологического баланса.
 

 


 

 

Признаки утомления:

 

1. Снижение продуктивности труда, увеличение количества ошибок и неправильных ответов.

2. Ребенок проявляет двигательное беспокойство, отвлекается, его внимание рассеянно — все это свидетельства ослабления внутреннего торможения.

3. Нарушается координация движения — верный признак ухудшения регуляции физиологических функций.

4. У ребенка появляется чувство усталости, о котором он может сказать родителям («Я уже устал»), а может, в условиях слишком строгой дисциплины и боязни наказания, и промолчать, что крайне опасно для здоровья.

 

Если вы заметили у ребенка признаки утомления, необходимо организовать отдых, а самое эффективное — сменить деятельность. Как правило, даже после короткой физкультурной паузы признаки утомления исчезают.

 

Постоянное утомление может привести к переутомлению, о чем вас проинформирует плаксивость, раздражительность, неадекватные реакции: ребенок может внезапно все бросить, закричать, затопать ногами. На сильные раздражители в случае переутомления дети реагируют слабо: например, реже радуются тому, что обычно вызывает положительные эмоции. Либо, напротив, могут выдавать бурную негативную реакцию на слабый отрицательный раздражитель.

 

Признаки переутомления:

 

1. Нервные тики — подергивание века, щеки.

2. Отказ от пищи (анорексия), или «школьная рвота», которая, как правило, возникает утром, когда ребенок не хочет идти в школу.

3. Ночное недержание мочи (энурез).

4. Заикание (логоневроз).

5. Навязчивые состояния, например покачивание головой, покашливание, накручивание волос на палец и др.

6. Нарушения сна, когда ребенок плохо засыпает и с трудом просыпается или отказывается спать совсем, так как ночью его мучают кошмары.

7. Навязчивые страхи, когда ребенок опасается, что сделал что-то не так, боится один заходить в подъезд или переходить дорогу и др.

 

Не дожидаясь этих грозных симптомов, при первых же признаках переутомления родители должны действовать. Необходимо поговорить с ребенком, выявить его страхи и опасения. Несколько дней отдыха, пребывания вне школы полностью восстановят силы ребенка, особенно если любящие родители находится рядом и поддерживают его.

 

10 правил для родителей, ведущих к успешной учебе ребенка

 

1. Не допускайте травмирования словом и несправедливым отношением.

2. Разговаривайте с детьми спокойным тоном.

3. Не применяйте телесных наказаний (а к ним относится и «обычный» подзатыльник).

4. Не запугивайте.

5. Не подавляйте инициативу.

6. Соблюдайте единство требований взрослых в семье.

7. Помогите ребенку соблюдать режим дня, в том числе труда и отдыха.

8. Личным примером приучите к закаливанию.

9. Осуществляйте контроль за времяпрепровождением за компьютером.

10. Регулируйте время (а по возможности и качество) просмотра телепередач.

 

Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим в первую очередь ведет к переутомлению. Любите ребенка таким, какой он есть.

 

Какую роль играет наследственность в развитии бронхиальной астмы?

 
Поиск по сайту